Ведомости онлайн,
6 сентября 2010 г.
Невозможно сразу заставить всех поверить, что у пациента есть права 637 просмотров
«Вы, наверное, революционерка», — рассмеялся один из моих собеседников, причастных к сочинению законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских учреждений. Обсуждая с ним этот закон, я допытывалась, а где в нем механизм мотивации конкретного врача — ладно, хотя бы больницы или поликлиники в целом как организации — к улучшению качества оказываемой медпомощи.
В пояснительной записке к этому законопроекту, подготовленному Минздравсоцразвития (http://www.minzdravsoc.ru/health/modernization/3/Poyasnit-FEO-Perecheny-rasporyazhenie.doc) число потенциально обоснованных претензий к — по разным причинам — ненадлежащего качества медпомощи, повлекшей смерть пациента, оценено в 150 000 в год (и в 500 000 с учетом бабушек и дедушек, перед которыми медицина бессильна, «пусть лучше дома спокойно помрет»). Это примерно один из каждых 14 умерших. Число потенциальных претензий от людей, ставших инвалидами из-за не должных действий медперсонала, оценено в 170 000 в год — примерно каждый шестой, получающий инвалидность. Но число доказанных случаев может составить 4500-5000 для летальных исходов и 9000-10000 для инвалидности, прогнозирует Минздрав, ссылаясь на опыт стран, где подобные законы уже действуют.
Столь резко снизить смертность и кардинально сократить инвалидность было бы, действительно, революционным прорывом. Но не это имел ввиду мой собеседник, а невозможность заставить сразу всех поверить, что у пациентов есть права, а врачи могут и обязаны нести персональную гражданскую ответственность за свои профессиональные действия.
Закон о гражданской ответственности медучреждений никаких прямых стимулов качественно оказывать медуслуги и помощь не содержит. Медицина тут как бы совсем ни при чем: стоимость страховки закладывается в цену услуги (которую оплачивает либо ОМС, либо пациент — для частных клиник), страховые выплаты осуществляются из средств страховой компании. Закон приподнимает на одну ступень текущий уровень сознания российского здравоохранения: новаторство — в признании, что медуслуги могут быть оказаны некачественно и что ущерб надо возмещать.
Кто что получит для себя от этого закона? «Собственники» бюджетных учреждений — разного уровня органы управления здравоохранением — возможно, мотив получше выстраивать кадровую политику и профессиональную дисциплину: вряд ли увеличение страхового тарифа из-за потока жалоб, плохой квалификации (повышающий коэффициент) может стать неконтролируемым. Пациенты — возможность относительно быстро получить компенсацию за ущерб. Страховщики — новый большой рынок.
Сейчас попытки бесправных пациентов жаловаться на неадекватное лечение часто безрезультатны, разбирательства в судах могут длиться годами, а врачебная экспертиза нередко на стороне коллег. Закон в определенной степени позволяет упростить процесс и смещает акцент с корпоративных стереотипов на права пациента: пострадавший (или родственники) обращаются в комиссию, которая — как видится Минздраву — достаточно разношерстна для того, чтобы блюсти честь мундира, комиссия не ищет доказательств вины конкретного врача — ее задача установить, что ущерб есть и связан с лечением, на основании этого решения пациент получает из страховой компании выплату. На весь процесс — максимум два месяца. А все разбирательства с врачом и медучреждением — потом и без участия пострадавшего (при его нежелании потребовать еще и административной или уголовной ответственности). Страховщик может обратить взыскание на врача или клинику; будет ли это массовой практикой — большой вопрос, но формирующиеся механизмы столкновения интересов, может быть, переведут его из разряда «ужасы медицины» поближе к наработанным цивилизацией способам разрешения конфликтов.
Изъяны закона в том, что комиссии, состоящие преимущественно из медицинских чиновников, не совсем свободны от «корпоративной солидарности», а если же их стараниями число страховых смертельных случаев приблизится к уровню, подсчитанному Лигой защиты прав пациентов (не 5000, а 50000 смертей в год), то объем средств на страховку медучреждений достигнет немногим менее половины всех средств, аккумулируемых системой обязательного медицинского страхования (которая и оплачивает страховой тариф) — и Минздрав этот риск признает.
Изъян — в возможности затягивать выплаты (против чего и создан, собственно, сам закон): страховая компания может оспорить решение комиссии в суде, выплатив на время разбирательств пострадавшему 20% суммы. Сами страховщики признают, что судиться будут — суммы выплат немаленькие, от 0,5 млн до 2 млн руб. Наконец, законопроектом может заинтересоваться ФАС: требования, предъявляемые Минздравом к страховым компаниям, которые могут быть допущены на этот новый страховой рынок, уж как-то слишком сильно сужают круг возможных претендентов.
Но дело не в законах и не схемах, а в развитии — эволюционном. В механизмах, работающих на обкатку взаимоотношений медучреждений со страховщиками, в приближении к изменению системы мотивации, которая не устраивает самих медиков, когда они, оказавшись в роли пациентов, не рассчитывают получить от коллег качественную медпомощь в системе ОМС (опрос Независимого института социальной политики 2008 г).
Ольга КУВШИНОВА, корреспондент отдела «Экономика»
Вся пресса за 6 сентября 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 марта 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 7 марта 2025 г.
Азербайджан и Венгрия обсудили перспективы сотрудничества в сфере страхования

|
|
ТАСС, 7 марта 2025 г.
ЦБ выделил четыре региона РФ с высокими рисками мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
360.ru, 7 марта 2025 г.
Совладелец страхового брокера Озеров: перед внедрением ОСАГО для электросамокатов нужно урегулировать ПДД

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 марта 2025 г.
Ключевой игрок рынка киберстрахования не планирует исключать риски ИИ из покрытия

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 7 марта 2025 г.
Аграриям Чувашии компенсируют 4,2 млн рублей за страхование сельхозживотных

|
|
НИА Красноярск, 7 марта 2025 г.
В 2024 году 3,8 тыс. жителей Красноярска получили выплаты по страховым случаям

|
|
РИА Новости, 7 марта 2025 г.
Число договоров по страхованию отсрочки платежа для МСП выросло вдвое

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 7 марта 2025 г.
Более 37 тысяч казахстанцев получили выплаты по страхованию жизни

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 7 марта 2025 г.
Объем страхового рынка Кубани за 9 месяцев 2024 года превысил 50 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 7 марта 2025 г.
Проценты по вкладу теперь можно застраховать

|
|
Тренд, Баку, 7 марта 2025 г.
Будут произведены страховые выплаты в связи с ущербом в результате снежной погоды в Баку

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 7 марта 2025 г.
Мэр Новокузнецка призвал жителей страховать дома от паводка

|
|
Тамбовская жизнь, 7 марта 2025 г.
Повреждение моста в Воронеже обошлось автостраховщикам в 40 тысяч рублей

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
Лишние галочки

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
В банке теперь можно застраховать проценты по вкладам. Что это значит для клиента?

|
6 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Назван самый дорогой страховой бренд в мире

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 6 марта 2025 г.
В Башкирии хотят узаконить статус аварийных комиссаров

|
 Остальные материалы за 6 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|